Результаты внеурочной деятельности связаны с обретением системой внеурочной деятельности такого важного качества, как эффективность. Известно, что мерилом эффективности фактически любой деятельности отдельного человека или сообщества людей являются два основных критерия:
1) продуктивность деятельности;
2) удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Эти же критерии целесообразно избрать и для выявления эффективности внеурочной деятельности.
В соответствии с критериями необходимо определить показатели и методики для изучения продуктивности, организованной во внеурочное время деятельности учащихся, и наличия у ее участников чувства удовлетворенности организацией и результатами деятельности.
Наиболее сложной задачей является выяснение продуктивности внеурочной деятельности школьников. Многие научно-методические и практические работники считают, что «продуктом» этой деятельности могут стать сформированные у детей личностные качества и ценностные отношения. Нам представляется их точка зрения не совсем корректной и даже утопичной. Постараемся обосновать наше суждение.
Во-первых, деятельность, в том числе и внеурочная, является не единственным фактором личностного развития ребенка. Большим развивающим потенциалом обладают сложившиеся в детском коллективе эмоционально-психологические и деловые отношения, происходящее в учебном заведении и за его пределами : общение между детьми и взрослыми, а также сформированный в школьном (классном) сообществе уклад жизнедеятельности его членов. Нельзя забывать и о том, что ведущей деятельностью школьников психологи (В.В. Давыдов, Э.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.), основываясь на результатах многочисленных исследований, называют учебную.
Именно в этой деятельности, происходящей преимущественно на уроках, формируются у растущего человека личностные новообразования.
Следовательно, не отрицая, но и не преувеличивая влияние внеурочной деятельности на развитие у учащихся личностных качеств и ценностных отношений, необходимо избрать другие показатели, характеризующие продуктивность внеурочной деятельности школьников. На наш взгляд, ими могут стать следующие:
1) знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел;
2) достижения учащихся в культивируемых видах внеурочной деятельности.
Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребенка, метод незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др.
Второй критерий – удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Заметим, что философы и психологи рассматривают удовлетворенность как ключевую (сущностную) характеристику счастья. Само понятие «счастье» часто определяется ими как наличие у человека чувства удовлетворенности. Оценивая эффективность внеурочной деятельности по второму критерию, субъект анализа и оценки фактически занимается поиском ответов на такие вопросы:
1. Насколько счастлив ребенок, что он занимается в том или ином кружке (клубе, секции, студии), участвует в тех или иных делах?
2. Счастливы ли родители от того, что их сын или дочь посещает объединение дополнительного образования, принимает участие в жизнедеятельности класса (школы)?
3. Становится ли более счастливым педагог от приложения своих усилий для организации внеурочной деятельности своих воспитанников?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо выяснить: интересно ли ребенку посещать клубные (кружковые, секционные и т.п.) занятия и организуемые дела в классе и школе; сложились у него товарищеские отношения с одноклассниками и ребятами, с которыми занимается в объединении дополнительного образования; сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, чему-то научиться; хорошее настроение у него или нет во время участия в деятельности во внеурочное время. Необходимо понять: как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка; что они ожидают от участия своего сына или дочери во внеурочной деятельности; удовлетворены ли они отношениями с классным руководителем, педагогом дополнительного образования; как оценивают достижения ребенка во внеурочной деятельности. Надо изучить: удовлетворен ли педагог ресурсным обеспечением внеурочной деятельности; как складываются его отношения с воспитанниками, их родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения; созданы ли условия для его профессионально-личностного роста, творческого самовыражения. Очевидно, что сформированность чувства удовлетворенности организацией и результатами внеурочной деятельности у каждого из перечисленных субъектов может рассматриваться в качестве отдельных показателей второго критерия.
Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, принимающих участие во внеурочной деятельности можно использовать такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок, цветопись, незаконченный рассказ, неоконченный тезис и др.Эти методы разработаны преподавателями Православной гимназии (с ними можно ознакомиться , скачав файл «Формы и методы изучения интересов и потребностей школьников и запросов их родителей»)