Цель и задачи воспитательной системы
Целью христианского воспитания необходимо считать не внешнее исполнение Христовых заповедей, а обретение ребенком внутренней системы ценностей, соответствующей этим заповедям. Причем система ценностей заключается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней приверженности и в любви к Истине, то есть к Богу. Именно на воспитание внутреннего единства с Богом, как ценностной основы жизни и должна быть направлена воспитательная работа в Православной гимназии.
Стратегические задачи воспитания:
- По отношению к Богу и ближним: воспитание чувств любви к Богу, покаяния за содеянные грехи, страха быть отверженным Господом, благодарности за попечение Божие о нашем спасении, жажды Бога, преданности и доверия Ему; воспитание дружелюбия и честности в обращении с людьми, скромности в словах и поступках, воспитание кротости, смирения и милосердия в отношении к людям; воспитывать в детях доброе отношение к родителям, братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам.
- По отношению к Отечеству: воспитание любви к Родине и верности своему Отечеству; формирование стремления к выполнению своего гражданского долга и готовности приносить пользу обществу и государству; утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России; привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
- По отношению к своему телу: умеренность в пище, всестороннее физическое развитие личности обучающегося, укрепление его здоровья и повышение социальной активности; формирования навыков здорового образа жизни, организация и профилактика вредных привычек, наркомании, антиобщественного поведения.
- По отношению к вещам: воспитывать трудолюбие, практичность, бережное отношение к гимназическому, личному и чужому имуществу.
Решение вышеуказанных задач невозможно без выработки единого воспитательного подхода в гимназии и семье. Поэтому в рамках воспитательной работы осуществляется тесное взаимодействие с родителями.
Направления воспитательной работы
Воспитательные стратегические задачи конкретизируются и решаются посредством работы по соответствующим направлениям. На осуществление первой воспитательной задачи, отражающей желаемые отношения между Богом и каждым сотрудником гимназии и учащимся, направлена деятельность по «пастырскому окормлению» гимназии духовником. Это особый вид воспитательной работы, присущий исключительно православным образовательным учреждениям.
Пастырское окормление
Цель пастырского окормления – способствование духовно-нравственному развитию не только учащихся, но и всего педагогического коллектива Гимназии. Под духовно-нравственным развитием мы понимаем процесс поэтапного совершенствования человека, целью которого (идеалом) является уподобление Богочеловеку – Иисусу Христу. Каждый православный христианин лично занимается своим духовно-нравственным развитием. В то же время духовник призван создать оптимальные для этого условия в Гимназии. Это предполагает решение определенных задач и деятельность по следующим направлениям:
— организация функционирования гимназического храма для сотрудников, учащихся гимназии и жителей города; благоукрашение гимназического храма;
— духовное окормление сотрудников и учащихся гимназии — организация утренних молитв учащихся (совместно с педагогом-организатором) в гимназическом храме, проведение богослужений при участии гимназистов и сотрудников, предоставление возможности исповеди и Причастия;
— планирование, организация и координация воспитательной работы в гимназии в тесном контакте с должностными лицами, отвечающими за воспитательную работу;
— осуществление тесного сотрудничества в вопросах воспитания с родительской общественностью;
— контроль за соблюдением Кодекса гимназиста и Кодекса сотрудника православной гимназии;
— оказание помощи учителям гимназии в вопросах воспитания и поддержания дисциплины;
— организация консультаций и систематической курсовой подготовки сотрудников гимназии по вопросам изучения основ православия;
— проведение собеседований с принятыми на работу сотрудниками, индивидуальных бесед с сотрудниками, учащимися гимназии и их родителями;
— участие в работе педагогического совета гимназии, в работе Воспитательского совета гимназии;
— участие в методических заседаниях по воспитательной работе, координация работы классных воспитателей;
— привлечение к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом гимназии, Правилами о поощрениях и взысканиях;
— контроль проведения уроков Закона Божьего и предметов, относящихся к сфедре богословских дисциплин; повышение эффективности преподавания богословских дисциплин в гимназии, их учебно-методическое обеспечение (программы, учебники, карты, схемы, видео и аудио записи и др.);
— организация и проведение олимпиады по предмету «Основы православной культуры», реализация иных инициатив гимназии по вопросам духовно-нравственного воспитания и методической поддержки курса ОПК в городе и республике.
Т.о. решаются все вышеперечисленные задачи пастырского окормления и активность на данном направлении воспитательной работы динамично возрастает.
Патриотическое воспитание
Деятельность по данному направлению нацелена на решение второй воспитательной задачи, связанной с отношением гимназистов к Отечеству земному. Она включает в себя:
— организацию мероприятий посвященных дню защитника Отечества, Дню Победы; посещение мест боевой славы; просмотр фильмов на патриотические темы;
— посещение военного госпиталя и воинских подразделений, участвовавших в боевых действиях и переписка детей с солдатами;
— участие в волонтерском движении;
— сбор гуманитарной помощи нуждающимся детям; посещение дома престарелых, детского дома ;
— разработку программы этнокультурного образования;
— экскурсионно-туристическую работу.
Патриотическое воспитание гимназистов осуществляется в духе толерантности к представителям других стран, народов и конфессий. «Уважать другую культуру можно лишь тогда, когда научишься уважать свою», — гласит один из принципов нашей концепции патриотического воспитания.
Спортивно-оздоровительная работа
Спортивно-оздоровительная работа, направленная на решение третьей стратегической задачи – воспитание у гимназистов правильного отношения к своему телу, складывается из:
— организации занятий в спортивных секциях и участия гимназистов в городских и республиканских; систематического участия гимназистов в ежегодных спортивных соревнованиях в честь дня славянской письменности;
— внутригимназической физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя еженедельное проведение динамической паузы и ежегодных дней здоровья ( 1 раз в четверть) ;
— информационно-профилактической деятельности – организации профилактических осмотров,проведения бесед и внеклассных мероприятий, посвященных охране жизни и здоровья гимназистов.
Эстетическое и трудовое воспитание
Решение четвертой стратегической задачи – воспитание у гимназистов должного отношения к вещам, т.е. неодушевленным предметам материального мира – осуществляется посредством деятельности по эстетическому и трудовому воспитанию, включающей в себя:
— разработку дизайна и пошив новой формы учащихся, контроль за внешним видом гимназистов;
— посещение музеев, галерей, выставок и театров;
— организацию и проведение субботников с участием гимназистов, их родителей и сотрудников гимназии;
— организацию летней практики;
— организацию уборки помещений и территории гимназии;
— организацию ремонта школьной мебели ;
— организацию «трудового десанта» на благоустройство территории .
Работа с родителями
С целью выработки единого воспитательного подхода и активизации совместной деятельности Гимназии и Семьи, осуществляется следующая работа с родителями:
— проведение родительских лекториев (1 раз месяц) и родительских собраний (раз в четверть), в том числе, с привлечением учителей-предметников;
— курирование деятельности РПС (родительского попечительского совета);
— проведение воспитательских советов, как метода индивидуальной работы с учащимися;
— проведение индивидуальных бесед духовника с родителями.
Учащиеся православной гимназии никогда не состояли ни на учете в милиции, ни на учете в наркологическом диспансере и не совершали преступлений закона